Тренинг
родительской эффективности
Многочисленные
психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные»
и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в
семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей
непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек
воспроизводит его как естественный. Таким образом, происходит наследование
стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих
воспитывали в детстве.
Каждому
родителю нужно научится:
- безусловно
принимать своего ребенка таким, какой он есть
- узнать о
законе «зоны ближайшего развития» и его использовании
- конструктивно
разрешать конфликты (выигрывают обе стороны)
- применять
«активное слушание»
- избегать
автоматических реакций
- доносить до
ребенка свои эмоции и переживания
- создавать
правила таким образом, чтобы ребенок им следовал
- создавать
сокровищницу самооценки своего ребенка
- контролировать
негативные эмоции
Что
следует знать каждому родителю?!
9
золотых правил (по Ю. Гиппенрейтор):
Правило
1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим
невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно
справишься!»
Правило
2
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
- Возьмите на
себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте
делать ему самому.
- По мере
освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило
3
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные
дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило
4
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих
действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и
становиться «сознательным».
Правило
5
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания,
сообщите ему об этом.
Правило
6
Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О
СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
Правило
7
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого
посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Правило
8
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания
с возможностями ребенка.
Правило
9
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Правила о правилах (по Ю. Гиппенрейтор):
- Правила
(ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни
каждого.
- Правила
(ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они
должны быть гибкими.
- Родительские
требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими
потребностями ребенка.
- Правила
(ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между
собой.
- Тон, в
котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно
разъяснительным, чем повелительным.
- Наказывать
ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром,
нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
- Безусловно
принимать его.
- Активно
слушать его переживания, и потребности.
- Бывать (читать,
играть, заниматься) вместе.
- Не
вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
- Помогать,
когда просит.
- Поддерживать
успехи.
- Делиться
своими чувствами (значит доверять).
- Конструктивно
разрешать конфликты.
- Использовать
в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я
рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе
соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься.
Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
- Обнимать не
менее 4 х, а лучше по 8 раз в день.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир
рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия
совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия
нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и
взрослому.
|